Cегодня
среда,
28 августа
06:36

Знай свои права – Акция «Вечерки», администрации города и Волгодонской ассоциации потребителей От простого – к сложному, от малого – к большому.

От простого – к сложному, от малого – к большому. Еще совсем недавно, говоря о защите прав потребителей, мы, в первую очередь, подразумевали сферу торговли и бытовых услуг. Но в последние годы проблема обратила на себя внимание гораздо шире. С наступлением рынка права потребителей стали нарушаться и в других сферах - жилищно-коммунальной, здравоохранении и образовании, предоставлении услуг связи и других, заставляя население быть всегда на чеку, а иногда и жестко отстаивать свои интересы. Знай свои права – Акция «Вечерки», администрации города и Волгодонской ассоциации потребителейОт простого – к сложному, от малого – к большомуЕще совсем недавно, говоря о защите прав потребителей, мы, в первую очередь, подразумевали сферу торговли и бытовых услуг. Но в последние годы проблема обратила на себя внимание гораздо шире. С наступлением рынка права потребителей стали нарушаться и в других сферах - жилищно-коммунальной, здравоохранении и образовании, предоставлении услуг связи и других, заставляя население быть всегда на чеку, а иногда и жестко отстаивать свои интересы. Существенным подспорьем на этом пути можно считать закон «О защите прав потребителей» и аналогичную городскую целевую программу, утвержденную думой в декабре прошлого года и рассчитанную до 2010 года. Этой рубрикой «Вечерка» открывает цикл материалов заявленной темы во всем ее многообразии.Правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей был посвящен первый семинар, организованный администрацией города в рамках утвержденной программы и прошедший накануне международного Дня по защите прав потребителей. Заместитель главы администрации, председатель городской межведомственной комиссии М.Г.Тен, заместитель прокурора, советник юстиции О. В. Лесная, руководитель территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Волгодонске, Дубовском, Заветинском и Ремонтнинском районах  А.С.Аносян, президент волгодонской ассоциации потребителей, депутат А.Н.Долженко остановились на некоторых особенностях  взаимоотношений  исполнителей, изготовителей, продавцов товаров и услуг с населением в современных условиях.

М.Г.ТЕН 

Меняющаяся с каждым днем действительность, усложняющиеся рыночные отношения требуют от населения высокой степени информированности и знания законов. Чтобы уметь защитить себя от недоброкачественных товаров, недостойный услуг и недобросовестных продавцов, человек должен хорошо знать свои права, инстанции и адреса, где ему могут помочь и грамотно проконсультировать. Утвержденная думой городская целевая программа «О защите прав потребителей» рассчитана на три года. Финансовое обеспечение ее не настолько весомое, чтобы обеспечить потребителей всем необходимым, но первый шаг на пути к правовому и информационному обучению потребителей сделан. Программа предусматривает открытие телефонов «горячей линии», куда можно будет позвонить  ежедневно и высказать свои претензии, замечания, пожелания. Предполагается проводить обследование и тестирование жилищных услуг, консультации специалистов, семинары. Участятся проверки предприятий и организаций для установления законности и качества предоставляемых ими услуг, продаваемых товаров.

О.В.ЛЕСНАЯ

Анализ прокурорской практики позволяет сделать вывод о том, что в 2007 году права потребителей нарушались в сфере ЖКХ, образования, реализации лекарственных препаратов, платных медицинских услуг, торговли, сфере оборота алкогольной продукции, игорном бизнесе. Если говорить о типичных нарушениях прав потребителей, появившихся в последнее время, можно выделить обращения граждан по поводу реализации некачественных товаров в магазинах сетевых брендов, которые недавно появились в городе, а также оказании некачественных услуг по изготовлению и установке своей продукции оконными компаниями, невыполнение ими условий договоров. Участились также обращения граждан на действие компаний, предлагающих жителям многоквартирных домов услуги домофонов. Слишком активные их действия по демонтажу дверей, зачастую, без учета мнения большинства, формальный подход  к получению согласия собственников на переоборудование общего имущества приводит к обращениям граждан в прокуратуру.В 2007-2008 годах за нарушение в области прав потребителей прокуратура привлекла к административной ответственности свыше 40 должностных и юридических лиц. Среди них  ООО «РЭК», ООО «Чайка» - за включение в договоры на оказание услуг по обслуживанию и ремонту жилья условий, существенно нарушающих права жильцов; аптеки «Женьшень» и «Миллениум» - за нахождение в реализации с пропущенными сроками хранения бадов. По результатам проверок прокуратурой были возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц некоторых вузов. На их руководителей были поданы исковые заявления  в суд по поводу признания не действительными норм типовых договоров на обучение студентов, как ущемляющих их права. Помимо административной ответственности органы прокуратуры пользуются своими полномочиями по привлечению к уголовной ответственности. В прошедшем году было направлено в суд три дела, в нынешнем уже возбуждено два: по факту продажи некачественной рыбной продукции и поддельной водки.Заместитель прокурора попросила предпринимателей более адекватно относиться к проверкам своей деятельности, поскольку все они основаны на обращении граждан или информации из иных источников. «В случае, если вы не правы, а прав потребитель, - подчеркнула Ольга Витальевна, - правильно будет признать свою вину и принять все предусмотренные законом меры для того, чтобы человек, заключивший с вами договор, не страдал – ни материально, ни нравственно». Пример к этому резюме был более чем красноречивый: ветеран Великой Отечественной войны приобрел в магазине с громким названием по улице Морской пылесос марки «Эленберг», оказавшийся некачественным. В течение двух месяцев покупатель регулярно ездил в магазин. Там ему сначала предлагали заменить товар. Затем - провести экспертизу за свой счет: он сам должен был отвезти пылесос в Ростов. Потом директор магазина вообще стала его избегать, при этом, не забирая товар и не возвращая деньги, хотя цена вопроса  немногим превышала тысячу рублей. С помощью прокуратуры через суд покупатель добился расторжения договора и возврата своих денег с возмещением морального вреда. Однако, и здесь магазин продолжал демонстрировать упорство: довел дело до областного суда, который расставил все точки, подтвердив правоту покупателя.

А.С.АНОСЯН

Сегодня потребители значительно настойчивее, чем раньше заявляют о своих правах, чаще обращаясь в различные инстанции, в том числе, и в  Роспотребнадзор. 248 мероприятий в сфере зашиты прав потребителей провели в минувшем году специалисты этой службы. Проверяли розничную торговлю продуктами, парфюмерией, игрушками, швейными изделиями, мастерские по пошиву изделий,  кафе, бары и т.д. В  июле-августе 2007 года специалистами  территориального отдела   проведены экспертизы договоров, заключенные с собственниками жилых помещений многоквартирного дома (управления многоквартирным домом или на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома и т.д.) и заверенные копии этих же договоров, предлагаемые  для заключения неопределенному кругу потребителей. За допущенные правонарушения - включение в договор условий, ущемляющих установленные права потребителя - на директоров некоммерческого партнерства «Жилищно-эксплуатационная организация №8», ООО «Первая оконная ЖЭК», ООО "Жилищно-коммунальное управление", ООО « Коммунальный стандарт», ООО «Жилремстрой плюс»,  ООО «Первая оконная ЖЭК»  наложены штрафы. После проверки  в прошлом году  туристических фирм были привлечены к административной ответственности НО НП СК «Импульс», ООО«Мегатур», ИП Кирсанова. Самое ходовое нарушение: в случае отказа клиента от услуг фирма сохраняла за собой право вычитать из уплаченной заказчиком суммы твердую неустойку в валюте, что противоречит закону «О защите прав потребителей».

А.Н.ДОЛЖЕНКО

В этом году исполнилось 16 лет с тех пор, как в Волгодонске зародилось движение по защите прав потребителей. Многому, что постигала, начиная свой путь, волгодонская ассоциация потребителей теперь учатся у нее. За эти годы ВАП доказала, что с ней надо считаться, не раз отстаивая в суде интересы неопределенного круга потребителей. Теперь, после утверждения городской целевой программы, стоять на защите этих прав ассоциация станет еще более профессионально, усилив юридическую службу, привлекая специалистов для проведения специальных лабораторных исследований. В ближайшие дни президенту ВАП предстоит в очередной раз доказать, что возглавляемая им общественная организация, – не пустое место: защищать интересы потребителей в суде по поводу снабжения населения  горячей водой ненадлежащего качества. 

Вечерний Волгодонск.