Реформа ЖКХ. Волгодонский вариант
Домком читает договор.
А мы с вами?!
Лишь единицы из нас вникают в
законы, скрупулёзно вчитываются в договоры, которые заключаем с управляющими
компаниями. Большинство же по давней привычке подписывает их, не глядя. А потом
удивляется, почему платит за содержание жилья, но живёт в грязном подъезде, и
управляющая компания предлагает жильцам сброситься ещё на косметический ремонт.
Почему растут платежи за жильё, а качество услуг не повышается? Кто дал
разрешение неожиданно возникшему во дворе дома киоску или стоянке для машин?
Как повысить нашу с вами роль
собственника, живущего в многоквартирном
жилом доме? Об этом состоялся разговор между представителями власти,
управляющих компаний, общественных организаций и домкомов.
Дело, порой, доходит до курьёза,
рассказывал мэр города Виктор Фирсов. Принесли ему письмо с двумястами подписей
жильцов дома, разрешающее сооружение парковки для машин. А завтра, с таким же
числом подписей, - протестующее. Самое удивительное, что некоторые жильцы
оставили свой автограф в обоих вариантах, исключающих друг друга. И в
редакционной почте случалось противоречивые послания. Сегодня несли челобитные
«против» киоска во дворе дома, а назавтра их авторы давали «добро» предпринимателю.
Как быть в такой ситуации? Кого из собственников, владеющих общим имуществом
дома и прилегающей к нему территорией, наделять правом решательного голоса,
кого - совещательного? Как прийти к единодушию? Как стать не номинальным, а
фактическим собственником общего имущества дома?
Каждому из нас хватает проблем на
работе, в семье, по содержанию своей квартиры. О проблемах всего дома мы
задумываемся, когда они затрагивают наши собственные интересы. Когда протекает
крыша, и появилось пятно на потолке в квартире, когда затоплен подвал, и житья
нет от комаров. Эти проблемы желательно предупреждать, то есть проводить
ревизию труб, крыш и т.д. Там, где созданы ТСЖ, этим есть кому заниматься. ТСЖ
- посредник между жильцами и управляющей компанией, которая по сути таковой не
является, сегодня она лишь обслуживает
наш дом, а не управляет им. Поэтому так
велика роль домкома. Но это должны быть люди грамотные, юридически подкованные.
Где таких набраться?
Учить надо, - сошлись во мнении
участники совещания. Представители коммунального бизнеса в один голос твердили:
нам нужны грамотные домкомы. Мы готовы оплачивать их учёбу. Заявка хорошая. Как
она будет реализована?
На сегодня понятия домком в
законе нет. О нём забыли. Давайте внесём поправку - не в закон, а в жизнь. Это
не запрещено законом. Грамотный домком - большая сила.
Приходит электрик в контору и
докладывает: «Я вкрутил 15 лампочек». А домком поправляет: «Неправда, не 15, а
только пять!».
Но домкомы нужны не только как
ревизоры, это могут делать многие сегодняшние энтузиасты. В первую очередь,
полномочных представителей собственников надо учить составлению бизнес-плана
управления домом, экономному расходованию средств, собранных жильцами. Такие
люди в нынешних домкомах есть, но их мало.
Мы исправно оплачиваем статью
«содержание жилья». А какая работа подразумевается за этой строкой - задалась
вопросом домком Зинаида Ивановна Филиппова. Оказалось, туда заложена только зарплата
дворника и электрика, которые обслуживают дом, остальное - затраты на аппарат
управленцев компании. Почему бы не разграничить эти строки и средства? Никто не
спорит, управление домом – работа, которую надо оплачивать. Но собственники
должны знать, сколько средств расходуется на содержание управляющей компании, и
сколько - на содержание общего имущества дома. Между прочим, это требование
Жилищного Кодекса, но его никто не выполняет. Директор «Жилстрой-ЖЭКа»
Александр Кондратюк - единственный из руководителей компаний в коммунальном бизнесе, кто держит
карты открытыми. Управление домом стоит у него 64 копейки за квадратный метр
жилой площади.
Пять лет, с момента принятия ЖК,
никто не отвечает за состояние общего имущества наших домов: за подвалы, сети,
крыши, подъезды и т.д. Управляющие компании обслуживают наши дома, не неся
никакой ответственности, так как мы, собственники, не передали им общее
имущество. Комиссии, избранной на совещании, поручено разработать порядок
передачи дома (естественно, с актом технического осмотра) в доверительное
управление обслуживающей компании. Это решение влечёт серьёзные последствия.
При ближайшем рассмотрении не
выдержал критики предложенный администрацией проект договора, который
собственник заключает с управляющей компанией. Представители общественности передали
в рабочую комиссию свои предложения, которые должны найти место в обновлённом
варианте. Они настаивают на том, чтобы в нём была прописана гарантия на
безопасную жизнь в доме. Этот договор управляющая компания должна заключать с
каждым собственником на условиях, определённых общим собранием жителей. Это
важный момент заключения договора. Необходимо выработать положение и об общем
собрании дома, о его компетенции.
В этом году разгоралось немало
баталий по поводу решения жителей сменить управляющую компанию. ЖЭКи, от которых
дома хотели уйти, удерживали их правдами и неправдами, применяя и
административный ресурс. Рабочей комиссии дали наказ разработать простые и
понятные правила регулирования таких споров. Диалог власти, бизнеса, актива
жильцов получился конструктивным. Голос собственника был услышан. За
претворение наказов выступающих принялась рабочая комиссия.
Лидия ЗУБКОВА.
Газета «Вечерний
Волгодонск»
от 8
декабря 2009г.