Cегодня
четверг,
12 сентября
23:02

Союз потребителей Российской Федерации: 20 лет на защите прав потребителей

Пресс-релиз СПРФ

17 декабря  2010 г.

 

Союз потребителей Российской Федерации: 20 лет на защите прав потребителей

 

20 лет назад был учрежден Союз потребителей Российской Федерации. К этому моменту потребительское движение в СССР начало набирать силу, и на территории России уже было создано несколько десятков региональных и местных объединений потребителей. На Украине, в Литве и некоторых других союзных республиках региональные организации объединились в республиканские. В декабре 1989 года была учреждена Федерация обществ потребителей СССР, первым президентом которой стал Анатолий Александрович Собчак. Остро шла дискуссия о том, следует ли российским потребительским организациям объединяться в самостоятельный республиканский  союз. Ведь даже в составе КПСС  до 1990 года не было компартии РСФСР, в отличие от всех других союзных республик. Дискуссия завершилась 22 декабря 1990 года, когда 48 российских потребительских организаций собрались вместе в Москве и добровольно учредили Союз потребителей Российской Федерации. Председателем Союза был избран Петр Борисович Шелищ, а местом  расположения Союза - что весьма символично – вскоре стал легендарный Смольный в (тогда еще) Ленинграде. 

Сегодня   в Союз потребителей РФ (напрямую или в составе входящих в СПРФ ассоциаций) входят около 150 организаций - основная часть реально действующих в России потребительских  организаций. Членами всех этих объединений являются примерно 30 тыс. человек.

За 20 лет в членские организации Союза поступило не менее 3 млн. обращений граждан, по которым давались юридические консультации, проводились экспертизы, оказывалась помощь в составлении претензий и исковых заявлений, велись дела в судах. За эти годы выиграно свыше 50 тыс. судебных исков, проведено 150 тыс. потребительских экспертиз.

Число обращений в потребительские организации СПРФ устойчиво растет. В 2009 г. их поступило около 375 тысяч – втрое больше, чем 10 лет назад. И вдвое больше, чем обращений потребителей в государственные органы и суды. В этом году  будет проконсультировано свыше 400 тыс. потребителей. Эффективность таких обращений граждане оценивают весьма высоко: по данным опроса потребителей, только 6% обратившихся в общественные организации не получили и не ждут положительного результата, тогда как 63 % его уже получили. Только за последние три года с помощью организаций - членов СПРФ потребителям был возмещен ущерб на сумму свыше 1 млрд.руб., в том числе по решениям судов более 200 млн.руб.

Работа общественных объединений потребителей финансируется в основном за счет собственных доходов от юридических услуг и экспертиз. Сочетание высокой востребованности и эффективности общественного потребительского движения побудило СПРФ при поддержке партии «Единая Россия» создать национально-общественный проект формирования на всей территории страны сети консультационных центров и пунктов правовой поддержки потребителей. К настоящему моменту в рамках этого проекта открыты и действуют 40 таких центров и пунктов в разных регионах страны. Через них, в основном, оказывается правовая помощь льготным категориям граждан, а также по делам с незначительным размером возмещения ущерба (2-3 тыс. руб.), за которые обычно не берутся юридические фирмы. За четыре года работы только в консультационных центрах и пунктах Сети  бесплатную правовую помощь получили свыше 600 тыс. потребителей. Кроме того,  российские потребители имеют возможность получить бесплатные правовые консультации не выходя из дома. На Интернет-портале  СПРФ www.potrebitel.net в объеме, необходимом для осуществления самозащиты при наиболее типичных нарушениях, размещена информация о действующих нормах закона, полезные советы, как написать и подать претензию или исковое заявление в суд, куда следует обратиться за помощью, если случай не вписывается в общую типовую схему. «Живую» консультацию также можно получить, обратившись на форум СПРФ или направив свой вопрос в «Жалобную книгу» портала. Ежемесячно около 100 тысяч посетителей заходят на Интернет-портал СПРФ, получая там необходимую потребительскую информацию или конкретные консультации.

Таковы объективные характеристики востребованности и эффективности нашей работы. Во многом они обусловлены тем, что хотя подавляющее большинство руководителей и активистов обществ – членов СПРФ начинали как энтузиасты-общественники, по данным проведенного среди них в 2008 году опроса, лишь немногим более половины считают главным в потребительском движении мотивацию общественной пользой, тогда как 44% ?  профессионализм, обеспечивающий высокий спрос на правовые и экспертные услуги потребителям.

По данным того же опроса, в 2008 году 58% руководителей и активистов наших членских организаций считали, что потребительское движение находится в стадии развития, 23% ? что оно в стагнации и 9% ? что оно деградирует. Однако экономический кризис, резко увеличивший масштабы недобросовестных действий предпринимателей, при откровенном пренебрежении интересами потребителей со стороны органов власти за последние 2 - 3 года существенно ухудшили положение общественного потребительского движения. Во-первых, новые общества появляются теперь очень редко, а развитие существующих практически остановилось, причем некоторые из организаций, успешно работавших 10 – 15 и более лет, за последнее время вынуждены были прекратить свое существование. Этому во многом способствовало и отмеченное в ходе упомянутого выше опроса почти половиной руководителей и активистов давление на них со стороны бизнеса, правоохранительных органов (каждый третий), местных властей (каждый третий).

До последних лет заметно росли показатели правового сознания и поведения потребителей. С середины 90-х годов  доля тех, кто ничего не знает о своих потребительских правах, уменьшилась с 50 до 20%, с трети до 60% выросла доля тех, кто пытался восстановить свои нарушенные права. Однако и сейчас 37% потребителей даже не пытаются защититься, когда нарушают их права. При этом в последние годы рост позитивных показателей существенно замедлился, если не остановился, потому что в числе совсем непросвещенных и не активных потребителей остались в основном представители социально слабых слоев населения, нуждающихся в правовой поддержке. Мы уверены, что общественные объединения потребителей могли бы справиться с этой задачей наилучшим образом. Именно на них возложена такая работа во всех странах Евросоюза, где она финансируется за счет государственных бюджетов (например, в Германии 80% финансирования Федерального Союза потребителей, создавшего и обслуживающего сеть консультационных пунктов, обеспечивается федеральным, земельными и местными  бюджетами). К сожалению, в России государство вообще не оказывает систематической финансовой поддержки такого рода общественной деятельности, что оставляет без правовой помощи миллионы нуждающихся в ней людей и не позволяет достаточно полно реализовать огромный потенциал общественной активности.

Влияние общественного потребительского движения на власть в России связано не столько с институциональным фактором, как в Евросоюзе и его членах, а с личностным – включенностью тех или иных лидеров потребительского движения во властные структуры и различные элиты. Понятно, что перспективы такого влияния весьма неопределенны, и в настоящее время мы его практически лишились.

Еще одна серьезнейшая проблема, обострение которой может лишить смысла всю нашу работу, ? массовое неисполнение судебных решений. Если в 2005 г. не исполнялось каждое четвертое решение суда, вынесенное в пользу потребителя, то в 2009 г. не были исполнены более трети  решений. Пробелы в законодательстве позволяют недобросовестным предпринимателям уходить от ответственности, фиктивно меняя юридическое лицо, или же выводить средства со счетов, не давая возможности взыскать с них даже небольшие суммы. Понятно, что это проблема не только потребительских исков, но они самые массовые. К тому же возможности коммерческих организаций взыскивать друг с друга по решениям суда неизмеримо выше, чем у граждан и общественных организаций. Эту проблему национального масштаба может и должно решать государство, разумеется, при поддержке всего общества.

Эти и другие проблемы побудили СПРФ совместно с четырьмя другими общероссийскими потребительскими организациями обратиться с открытым письмом к высшим руководителям страны. Однако полученные отписки заставляют нас задуматься о соответствии декларируемого и реального отношения государства к положению потребителей в России и защите их прав.

В последнее время для защитников прав потребителей весьма остро  встал вопрос, свзянный с попытками ограничить их право, установленное ст. 45 закона "О защите прав потребителей", проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей. В Госдуму был  внесен соответствующий законопроект Московской областной думы, там же обсуждались предложения Генпрокуратуры, не получившие поддержку Консультативного совета по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре.

Действительно,        на отношение к потребительскому движению крайне негативно влияет  распространение псевдопотребительских организаций, вымогающих у предпринимателей деньги под угрозой передачи сведений о нарушениях с их стороны в надзорные органы либо навязывающих потребителям свои услуги по реализации более сложных и дорогих способов защиты нарушенных прав, чем это необходимо. Однако
аргументы сторонников ограничения общественного контроля, что отдельные потребительские организации злоупотребляют этим правом, на фоне десятков тысяч выявленных  нами  серьезных нарушений прав потребителей  выглядят смехотворно. Вместо того, чтобы бороться со злоупотреблениями правом, предлагается просто-напросто лишить  этого права законопослушные организации. СПРФ выступает за регламентацию проверочных мероприятий. Для  этого нами разработаны и утверждены специальные рекомендации,  которыми руководствуются организации, входящие в СПРФ. В них строго очерчены границы допустимых действий общественных объединений при организации проверок и реализации их результатов. Этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Консультативного совета по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре. Мы предложили и свою редакцию статьи 45 закона "О защите прав потребителей", в которой достаточно жестко прописано, что могут. а что не могут делать общественные организации в ходе проверочных мероприятий.

В настоящее время  в Госдуму внесен законопроект Правительства РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Мы его в основном поддерживаем, за исключением поправки в ст. 45 закона "О защите прав потребителей", также ограничивающей право общественных потребительских организаций проверять соблюдение прав потребителей, против которой категорически возражаем по уже названным причинам.           Благая цель "не кошмарить бизнес" сегодня ведет к разгулу недобросовестных предпринимателей на потребительском рынке. Количество нарушений растет, качество товаров и услуг снижается, а миллионы потребители остаются беззащитными. Ослабление государственного и ликвидация общественного контроля ведут к тому, что добросовестные предприниматели становятся неконкурентоспособными и вынуждены уходить с рынка или же становиться на путь нарушений прав потребителей, чтобы выдержать конкуренцию -  потому что сегодня выгоднее быть нечестным по отношению к потребителю.

Государству сегодня необходимо не  на словах, а на деле проявить желание  развивать гражданское общество, а это невозможно без развития и укрепления институтов общественного контроля, в том числе на потребительском рынке, где не должно быть места  нарушениям прав и интересов потребителей – которыми являются все без исключения граждане нашей страны.

Пресс-служба СПРФ