Cегодня
суббота,
12 октября
09:40

20 ноября 2008 года проходит региональный Форум «Защита прав потребителей в Ростовской Области».

         Права потребителей и меры по их защите бесполезны,

      если не могут быть использованы

 

                                                                                               ТЕЗИСЫ

 

                                                                 выступления президента ГОО ВАП и ФОП ЮР

                                                                Анатолия Долженко на Региональном Форуме

                                                               «Защита прав потребителей в

                                                                                                         Ростовской области»

                                                    20.11.2008г.

 

Наш адрес в Интернете:

www. vap-vdonsk. ru


Уважаемые коллеги!

 
На Региональный Форум «Защита прав потребителей в Ростовской области»  вынесены для обсуждения очень важные, если не главные вопросы в области защиты прав потребителей. Один из которых - судебная практика по делам, связанным с защитой прав потребителей. Защита прав потребителей общественными объединениями потребителей Ростовской области, формы, способы и методы.
Основным проектом объединения всех ветвей защиты прав потребителей должна быть областная и местные программы по защите прав потребителей в Ростовской области.

Я бы хотел уважаемые коллеги с вами поделится, что у нас в Волгодонске для  этого сегодня делается:
1. По инициативе ВАП органами местного самоуправления более 15 лет принимаются программы по защите прав потребителей, в разработке и реализации которых активное участие принимает Волгодонская ассоциация потребителей при поддержке городской Думы, администрации города и федеральных органов контроля. В настоящее время действует программа «Развитие комплексной защиты прав потребителей на 2008 – 2010г.г.». Благодаря этой программе у нас действует ряд проектов.в том числе «горячая линия», а при поддержке областной программы через Федерацию обществ потребителей Южного региона с августа 2008г. открыта общественная приемная, штаб - квартира которой находится в Волгодонске. Это дало нам возможность оказывать, в первую очередь, малоимущей части населения оперативную помощь  по телефону и на приеме у юриста в общественной приемной.
Создана система досудебного урегулирования нарушенных прав потребителей. За 10 месяцев работы на «горячую линию потребителей» обратилось-1398 человек, из них: - на личном приеме -  649 человек; - по телефону «горячей линии»-748 человек.

Многие годы у нас действует четкая система общественного контроля,  досудебного урегулирования споров и судебной защиты прав конкретных и неопределенного круга потребителей.

За 10 месяцев 2008г. специалистами ВАП проведено 1089 проверок,  из них 380 проверок фирм реализующих продукты  питания, в том числе - 46 по жалобам потребителей. В более половины проверенных фирм выявлены факты нарушения прав потребителей.  

В ВАП существует досудебная система урегулирования споров. Практика показывает, что привлечение к переговорам юриста способно значительно увеличить вероятность принятия решения контрагентом об удовлетворении требований потребителей, может изменить мнение о сложившейся ситуации и урегулировать спор.    С начала 2008г.  на согласительную комиссию по досудебному урегулированию споров поступило:

-от имени  неопределенного круга потребителей- 497 дел, из которых:

 добровольно урегулированных- 230 дел, и только – 183 дела направлено в суд;

-от имени конкретного круга потребителей поступило-44дела, из них 

- добровольно урегулировано   - 32 дела, и только 12 из которых направлено в суд.


Судебную защиту прав потребителей ВАП осуществляет через ФОП ЮР.

За истекший период на контроле в юридическом отделе МСОО ФОП ЮР  находится – 287 дел.
1.    
От имени неопределенного круга потребителей в суд направлено –  238 дел:

- судом удовлетворено – 106 исков;

- отказано в удовлетворении исковых требований – по 28 делам, после кассационной инстанции более половины из них были удовлетворены;

- по разным причинам оставлено без рассмотрения – 9 дел;

- в настоящее время в суде находится на рассмотрении – 59 дел;

2. От имени конкретных потребителей передано в суд – 49 дел;

- из них удовлетворено – 39 дел;

- отказано в удовлетворении исковых заявлений – 3 дела;

- в производстве у судей находится – 7 дел.

 
Характерные нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей»:
- отсутствие сертификатов соответствия и качественных удостоверений;
- реализация товара с истекшим сроком годности;
- неполная информация о товаре: отсутствие ярлыков с наименованием товара, изготовителя, его адрес, информации о сертификации, составе, дате выработки и сроках годности;
-    отсутствие информации о фирме;
-    отсутствие ценников и т.д.
Очень серьёзным нарушением является не допуск руководителями фирм представителей общественных организаций к проведению проверок. В этом случае материалы направляются в суд за противодействие общественной организации в осуществлении ими своих полномочий по реализации ФЗ «О защите прав потребителей». Стало системой  неисполнение решений суда о прекращении противоправных действий по реализации некачественных продуктов питания и других, одних и тех же нарушений прав потребителей, особенно реализация просроченной пищевой продукции. И здесь свое веское слово должен сказать Роспотребнадзор в соответствии с действующим законодательством. Необходимо смелее приостанавливать деятельность таких фирм в судебном порядке.

2. Более 10 лет  ВАП совместно с органами местного самоуправления и федеральными органами контроля реализуют  проект в поддержку добросовестного бизнеса, так в 2008г. на основании городской целевой программой «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей на территории муниципального образования «Город Волгодонск» на 2008-2010 годы»  проведено 4 сравнительных исследований это:

1.                 Сравнительное исследование соленой сельди.

2.                 Сравнительное исследование станций технического облуживания.

3.                 Сравнительное исследование кефира.

4.     Сравнительное исследование автозаправочных станций, в которое проводилось по двум направлениям это непосредственно проверка АЗС и исследование бензина (АИ-92) по физико-химическим показателям.

На данный момент  ведутся работы еще по двум сравнительным исследованиям:

1.     Содержание и ремонт многоквартирных домов и объектов внешнего благоустройства города.

     2.     Молочные сосиски.

По итогам планируется провести 2  «Круглых стола» с подведением итогов по всем сравнительным исследованием.

По результатам сравнительных исследований после проведения дополнительного потребительского аудита лучшим фирмам вручаются Сертификаты высокой потребительской оценки и знаки Волгодонское, Донское и Южно-Российское качество с закреплением на фасадах их офисов соответствующих табличек. Обладателями Сертификатов высокой потребительской оценки и соответствующих знаков качества является 30 фирм  ЮФО. Знак «Волгодонское качество» -18; Знак «Донское качество» - 5; Знак «Южно-российское качество» - 7, в том числе из них  9 производителей продуктов питания. Полный список фирм находится на сайте ВАП в настоящее время по результатам исследований с руководителями фирм проводятся круглые столы, на которых рассматриваются претензии органов местного самоуправления,  федеральных органов контроля и общественных организаций.
Рынок продуктов питания на Дону в последние годы успешно развивается и насыщается более качественными и конкурентоспособными товарами. Добросовестное отношение производителей к производству своей продукции, а продавцов к ее реализации, создают условия потребителям к осознанному выбору тех продуктов питания,  которые им подходят по цене и качеству.
Вместе с тем, как показывают результаты наших проверок, систематические мониторинги и ежегодные сравнительные исследования    реализуемой продукции на Волгодонском потребительском  рынке, производитель  все  больше  стал  экономить  на  качестве продуктов массового потребления, заменяя натуральные элементы в составе на различные пищевые добавки, не предоставляя при этом достоверной и полной информации о выпускаемой продукции. Идут грубейшие нарушения  технологий и стандартов изготовления продуктов питания, нарушение сроков годности не только на уровне реализатора, но и производителя. Это ведет к понижению качества выпускаемой продукции и к стремительному ухудшению здоровья наших потребителей, развитию всевозможных заболеваний.
Подтверждением вышеизложенного могут также служить сравнительные исследования колбасных изделий и масло - жировой продукции,  проводимые Центром гигиены и эпидемиологии в Ростовской области в рамках областной целевой программы  «Защита прав потребителей в Ростовской области на 2008 – 2010гг.»

Потребитель, осознавая вредность такой продукции, не задумывается об
активной защите своих прав. Пользуясь равнодушием населения, руководители фирм  не боятся ставить под угрозу не только здоровье, но и жизнь граждан. Ответственные за контроль на потребительском рынке государственные органы не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией. Их деятельность значительно ограничивается действующим законодательством, особенно это заметно ощущается  в последнее время. И здесь роль общественных объединений потребителей  должна  возрасти. На повестку дня все острее ставится вопрос о создании четкой  и прозрачной системы взаимодействия всех ветвей областной системы защиты прав потребителей, направленной на профилактику и предотвращение правонарушений на потребительском рынке.
Начато ведение единой базы  нарушителей прав потребителей. На нашем сайте публикуются не только лучшие фирмы, но и систематические нарушители, а также  обладатели «тормозного башмака». Развернуты проекты просвещения и образования потребителей.
Создан и успешно работает Интернет сайт для потребителей. Все СМИ города активно освещают деятельность ВАП, органов местного самоуправления и федеральных органов контроля.
Каждый год нами торжественно отмечается День потребителей с выставкой продукции городских товаропроизводителей.  Городская Дума и администрация города организовывают торжественные мероприятия, на которых чествуют в этот день наших лучших  активистов, вручая им благодарственные письма, грамоты и денежные премии. Звучит музыка, приветствия и теплые слова в адрес организации. Думаю, правильно будет, если этому примеру последует руководство области.

Вместе с тем, у нас еще немало проблем, над которыми надо работать, в том числе с участием руководства области и федеральных органов контроля. А самое главное надо ликвидировать правовой нигилизм , которым страдают в первую очередь наши суды.
Принимая во внимание многолетний опыт работы органов местного самоуправления, федеральных органов контроля и Волгодонской ассоциации потребителей по программам защиты прав потребителей в г.Волгодонске мы предлагаем:
Во всех городах и районах Ростовской области в 2009г. в рамках областной и местных программ по защите прав потребителей развернуть через общественные объединения потребителей работу «горячих линий» и общественных приемных.
Создать систему общественного контроля фирм производителей товаров и услуг с досудебной и судебной защитой прав, как конкретных, так и неопределенного круга потребителей.
Развернуть работу проведения в Ростовской области   сравнительных исследований товаров и услуг в три этапа:
I
   Городские или районные;
II
– Экономические зоны Ростовской области;
III
– Областные.
- Поддержать проект общественных организаций потребителей по поддержке добросовестного бизнеса, выпускающего качественную и конкурентоспособную продукцию и услуги.
- Создать комплексную систему информирования и просвещения потребителей.
И как результат, мы должны выйти в 2010г. на разработку новой программы «Создание комплексной системы защиты прав потребителей в Ростовской области на 2011 – 2013гг».

Волгодонск готов к такой постановке вопроса.