Cегодня
суббота,
05 октября
16:50

Общественные потребительские движения

Состояние общественного потребительского движения в России в первую очередь характеризуется динамикой числа организаций, созданных с целью представления и защиты прав потребителей, охватом ими регионов и поселений, количеством их членов. По данным органов госрегистрации, на 17 октября 2008 г. в России было зарегистрировано 553 общественных объединения, уставы которых предусматривают защиту прав потребителей. Они действуют в абсолютном большинстве регионов страны. Примерно четверть из них входит в Союз потребителей России (СПРФ): 107 – напрямую и около 30 местных обществ через объединяющие их межрегиональные и региональные ассоциации. Региональные организации, входящие в состав СПРФ, объединяют 32 тысячи членов, что сопоставимо с теми европейскими странами, где фиксированное членство в общественных организациях оформляется специальной процедурой.
По информации Роспотребнадзора и СПРФ, существуют еще несколько десятков реально работающих потребительских организаций, не входящих в СПРФ. Остальные организации либо занимаются другой уставной деятельностью, либо фактически прекратили существование, либо работают инициативно. Эффективные новые потребительские организации появляются редко, развитие многих действующих организаций остановилось.
В странах, имеющих более продолжительную, чем в России, историю общественной защиты потребителей в качестве индикаторов влияния потребительских организаций используют также тиражи издаваемых ими журналов и число обратившихся к ним за помощью потребителей.
Суммарный тираж всех печатных потребительских изданий в России сейчас едва превышает 20 тыс. экз., то есть в сотни раз меньше, чем в США, в десятки – чем в ведущих европейских странах. В определенной степени это компенсируется информацией, размещаемой на специализированных потребительских Интернет - сайтах. Таких сайтов в России сейчас действует более 30. В 2008 году число посещений Интернет - портала СПРФ, где можно, не выходя из дома, бесплатно получить необходимую потребительскую информацию или «живую» консультацию, превысит 500 тысяч.
По другому индикатору – числу обращений за помощью в потребительские организации, напротив – российское потребительское движение превосходит показатели европейских организаций. Так, в 2008 году число обращений за помощью к СПРФ и его региональным организациям превысит 260 тысяч.
В России существенным показателем роли гражданского общества является и участие гражданских организаций в различных общественных советах при органах власти. Потребительские объединения широко представлены в консультативных советах, созданных при Роспотребнадзоре и его территориальных органах, ФАС России и территориальных управлениях этой Службы. Представители СПРФ входят также в состав Общественной палаты РФ, общественных советов при Минпромторге России и при Ростехрегулировании. Ряд руководителей региональных потребительских организаций избраны депутатами органов местного самоуправления, членами региональных общественных палат, а в состав Совета СПРФ входят 2 депутата Государственной Думы. Все это помогает доводить до органов государственной власти позицию потребительского движения, участвовать в подготовке решений, затрагивающих интересы потребителей.
Важнейшими индикаторами влияния гражданского общества на сознание и поведение потребителей являются характеристики уровня их правовой грамотности в отношении своих прав и методов защиты, готовности к действиям по защите своих нарушенных прав, выбора способов их защиты (самостоятельно или через различных агентов), результативности этих действий. Они позволяют оценить изменения, происходящие в сознании и поведении потребителей.
Так, за 13 последних лет доля лиц, которые определенно знают свои потребительские права, выросла с 20 до 32 процентов, тех же, кто ничего о них не знает, уменьшилась вдвое – с 50 до 24 процентов. С 34 до 62 процентов выросла доля граждан, пытающихся восстановить свои нарушенные потребительские права. Повысилась и результативность защиты прав потребителей: на 11 процентов больше стало тех, кому это удалось. Всего же добившихся успеха или движущихся к нему, по данным последнего опроса СПРФ, оказалось 83 процента от числа тех, кто решился защищать свои нарушенные права.
В абсолютном большинстве случаев (72 %) пострадавшие обращались непосредственно к виновникам нарушений их прав. При этом в результате в более чем в половине таких обращений потребителям удавалось добиться положительного результата без обращения в суд или другие инстанции. В остальных случаях для потребителей начинались «хождения по мукам» - обращения в госорганы, общественные объединения потребителей, суды, средства массовой информации и т.п.
Доля граждан, обратившихся за помощью в общества потребителей, по сравнению с 1995 годом выросла в 1,5 раза и сейчас она почти в 2 раза превышает количество обращений в госорганы. Эта тенденция связана с заметным ростом авторитета потребительских организаций, который поддерживается более высокой эффективностью их работы. Так, по данным последнего опроса, при обращениях граждан в общественные объединения потребителей за помощью отрицательный результат был получен менее чем в четырех процентах случаев.
И все же, несмотря на заметные позитивные сдвиги в вопросах защиты потребительских прав, каждый третий потребитель даже не пытается защититься. Из них каждый шестой объясняет это плохим знанием своих прав, каждый десятый - тем, что не знает, куда следует обращаться, каждый третий неверием в успех, а почти половина считает, что это слишком хлопотное дело.
К сожалению, в последние годы рост других позитивных показателей состояния потребительского движения существенно замедлился. Как показал проведенный СПРФ в октябре 2008 года опрос активистов потребительского движения, 58 процентов из них полагают, что потребительское движение в России находится в стадии развития, 23 процента считают, что оно пребывает в стагнации, а 9 процентов – что оно деградирует. Только 11 процентов опрошенных считают финансовое положение своей организации нормальным, позволяющим работать на полную мощность. При этом почти половина из числа опрошенных отмечают давление на них со стороны бизнеса, по одной трети - давление со стороны правоохранительных органов и местных властей. Заметно тормозит развитие потребительского движения и негативно влияет на общественное отношение к нему распространение «псевдопотребительских» организаций, вымогающих у предпринимателей деньги под угрозой передачи сведений о нарушениях с их стороны в надзорные органы либо навязывающих потребителям свои услуги по реализации более затратных способов защиты нарушенных прав, чем это необходимо. Основными источниками финансирования участники опроса назвали доходы от юридической практики и отчисления от назначаемых судами штрафов (по 68% ответов) и экспертную деятельность (40%). По их мнению, самыми правильными источниками доходов, наряду с вышеупомянутыми, являются также участие в выполнении целевых программ по защите прав потребителей и гранты.
Эффективную защиту прав потребителей гражданами и общественными потребительскими организациями затрудняет такая судебная практика, когда решения принимаются не по нормам закона, а по «ощущениям» в зависимости от того, кто выступает ответчиком в суде. Нередко суды произвольно снижают установленные законом размеры штрафов и пени. Тяжело идет процесс исполнения уже принятых судебных решений. Пробелы в законодательстве позволяют уходить от ответственности недобросовестным предпринимателям, используя прием смены юридического лица. Не регулируется независимая экспертная деятельность.
В числе главных задач российского потребительского движения на обозримую перспективу - завершение формирования инфраструктуры общественной правовой поддержки потребителей в форме сети некоммерческих информационно-консультационных пунктов (в субъектах РФ) и центров (в федеральных округах), развитие потребительского просвещения, создание национального центра потребительской экспертизы с перспективой издания на его базе массового журнала для потребителей. Помимо защиты прав потребителей решение этих задач поможет гражданам рационально организовать свое потребление, что особенно важно в условиях экономического кризиса.

 

Состояние общественного потребительского движения в России в первую очередь характеризуется динамикой числа организаций, созданных с целью представления и защиты прав потребителей, охватом ими регионов и поселений, количеством их членов. По данным органов госрегистрации, на 17 октября 2008 г. в России было зарегистрировано 553 общественных объединения, уставы которых предусматривают защиту прав потребителей. Они действуют в абсолютном большинстве регионов страны. Примерно четверть из них входит в Союз потребителей России (СПРФ): 107 – напрямую и около 30 местных обществ через объединяющие их межрегиональные и региональные ассоциации. Региональные организации, входящие в состав СПРФ, объединяют 32 тысячи членов, что сопоставимо с теми европейскими странами, где фиксированное членство в общественных организациях оформляется специальной процедурой.
По информации Роспотребнадзора и СПРФ, существуют еще несколько десятков реально работающих потребительских организаций, не входящих в СПРФ. Остальные организации либо занимаются другой уставной деятельностью, либо фактически прекратили существование, либо работают инициативно. Эффективные новые потребительские организации появляются редко, развитие многих действующих организаций остановилось.
В странах, имеющих более продолжительную, чем в России, историю общественной защиты потребителей в качестве индикаторов влияния потребительских организаций используют также тиражи издаваемых ими журналов и число обратившихся к ним за помощью потребителей.
Суммарный тираж всех печатных потребительских изданий в России сейчас едва превышает 20 тыс. экз., то есть в сотни раз меньше, чем в США, в десятки – чем в ведущих европейских странах. В определенной степени это компенсируется информацией, размещаемой на специализированных потребительских Интернет - сайтах. Таких сайтов в России сейчас действует более 30. В 2008 году число посещений Интернет - портала СПРФ, где можно, не выходя из дома, бесплатно получить необходимую потребительскую информацию или «живую» консультацию, превысит 500 тысяч.
По другому индикатору – числу обращений за помощью в потребительские организации, напротив – российское потребительское движение превосходит показатели европейских организаций. Так, в 2008 году число обращений за помощью к СПРФ и его региональным организациям превысит 260 тысяч.
В России существенным показателем роли гражданского общества является и участие гражданских организаций в различных общественных советах при органах власти. Потребительские объединения широко представлены в консультативных советах, созданных при Роспотребнадзоре и его территориальных органах, ФАС России и территориальных управлениях этой Службы. Представители СПРФ входят также в состав Общественной палаты РФ, общественных советов при Минпромторге России и при Ростехрегулировании. Ряд руководителей региональных потребительских организаций избраны депутатами органов местного самоуправления, членами региональных общественных палат, а в состав Совета СПРФ входят 2 депутата Государственной Думы. Все это помогает доводить до органов государственной власти позицию потребительского движения, участвовать в подготовке решений, затрагивающих интересы потребителей.
Важнейшими индикаторами влияния гражданского общества на сознание и поведение потребителей являются характеристики уровня их правовой грамотности в отношении своих прав и методов защиты, готовности к действиям по защите своих нарушенных прав, выбора способов их защиты (самостоятельно или через различных агентов), результативности этих действий. Они позволяют оценить изменения, происходящие в сознании и поведении потребителей.
Так, за 13 последних лет доля лиц, которые определенно знают свои потребительские права, выросла с 20 до 32 процентов, тех же, кто ничего о них не знает, уменьшилась вдвое – с 50 до 24 процентов. С 34 до 62 процентов выросла доля граждан, пытающихся восстановить свои нарушенные потребительские права. Повысилась и результативность защиты прав потребителей: на 11 процентов больше стало тех, кому это удалось. Всего же добившихся успеха или движущихся к нему, по данным последнего опроса СПРФ, оказалось 83 процента от числа тех, кто решился защищать свои нарушенные права.
В абсолютном большинстве случаев (72 %) пострадавшие обращались непосредственно к виновникам нарушений их прав. При этом в результате в более чем в половине таких обращений потребителям удавалось добиться положительного результата без обращения в суд или другие инстанции. В остальных случаях для потребителей начинались «хождения по мукам» - обращения в госорганы, общественные объединения потребителей, суды, средства массовой информации и т.п.
Доля граждан, обратившихся за помощью в общества потребителей, по сравнению с 1995 годом выросла в 1,5 раза и сейчас она почти в 2 раза превышает количество обращений в госорганы. Эта тенденция связана с заметным ростом авторитета потребительских организаций, который поддерживается более высокой эффективностью их работы. Так, по данным последнего опроса, при обращениях граждан в общественные объединения потребителей за помощью отрицательный результат был получен менее чем в четырех процентах случаев.
И все же, несмотря на заметные позитивные сдвиги в вопросах защиты потребительских прав, каждый третий потребитель даже не пытается защититься. Из них каждый шестой объясняет это плохим знанием своих прав, каждый десятый - тем, что не знает, куда следует обращаться, каждый третий неверием в успех, а почти половина считает, что это слишком хлопотное дело.
К сожалению, в последние годы рост других позитивных показателей состояния потребительского движения существенно замедлился. Как показал проведенный СПРФ в октябре 2008 года опрос активистов потребительского движения, 58 процентов из них полагают, что потребительское движение в России находится в стадии развития, 23 процента считают, что оно пребывает в стагнации, а 9 процентов – что оно деградирует. Только 11 процентов опрошенных считают финансовое положение своей организации нормальным, позволяющим работать на полную мощность. При этом почти половина из числа опрошенных отмечают давление на них со стороны бизнеса, по одной трети - давление со стороны правоохранительных органов и местных властей. Заметно тормозит развитие потребительского движения и негативно влияет на общественное отношение к нему распространение «псевдопотребительских» организаций, вымогающих у предпринимателей деньги под угрозой передачи сведений о нарушениях с их стороны в надзорные органы либо навязывающих потребителям свои услуги по реализации более затратных способов защиты нарушенных прав, чем это необходимо. Основными источниками финансирования участники опроса назвали доходы от юридической практики и отчисления от назначаемых судами штрафов (по 68% ответов) и экспертную деятельность (40%). По их мнению, самыми правильными источниками доходов, наряду с вышеупомянутыми, являются также участие в выполнении целевых программ по защите прав потребителей и гранты.
Эффективную защиту прав потребителей гражданами и общественными потребительскими организациями затрудняет такая судебная практика, когда решения принимаются не по нормам закона, а по «ощущениям» в зависимости от того, кто выступает ответчиком в суде. Нередко суды произвольно снижают установленные законом размеры штрафов и пени. Тяжело идет процесс исполнения уже принятых судебных решений. Пробелы в законодательстве позволяют уходить от ответственности недобросовестным предпринимателям, используя прием смены юридического лица. Не регулируется независимая экспертная деятельность.
В числе главных задач российского потребительского движения на обозримую перспективу - завершение формирования инфраструктуры общественной правовой поддержки потребителей в форме сети некоммерческих информационно-консультационных пунктов (в субъектах РФ) и центров (в федеральных округах), развитие потребительского просвещения, создание национального центра потребительской экспертизы с перспективой издания на его базе массового журнала для потребителей. Помимо защиты прав потребителей решение этих задач поможет гражданам рационально организовать свое потребление, что особенно важно в условиях экономического кризиса.