Cегодня
вторник,
03 сентября
22:04

Типовая методика организации и проведения «Круглых столов»

Типовая методика

организации и проведения «Круглых столов»

                                                                                                                

       

 

Гражданские                                                                                                                                                               Общественный

 переговоры                                                                                                                                                                                      договор:

                                                                                                                                                                            общество-

                                                                                                                                                                                                                            власть-

                                           бизнес

1. Предметом гражданских переговоров является.

Типы вопросов, проблем, которые решаются посредством гражданских переговоров:

• проблемы,    затрагивающие    интересы    широких    слоев населения/широкого спектра общественных и некоммерческих организаций (гражданских организаций);

• вопросы, которые не могут быть решены в рамках иных существующих или известных инструментов общественного участия;

• проблемы, решение которых требует инициативы властных структур при участии (общественном контроле) организаций и бизнеса во всех сферах бизнеса;

" вопросы, находящиеся в исключительной компетенции тех или иных органов власти и бизнеса;

Не выносятся на гражданские переговоры:

• проекты, которые могут быть осуществлены организациями   при   поддержке администрации   в   виде муниципального гранта, социального заказа или в другой форме — без изменения действующих политик или практики и без учета мнения секторов (коалиции) общественных организаций;

• частные проекты отдельных организаций.

 

2. Обязательные условия проведения гражданских переговоров

• Поднимаемыми проблемами занимаются гражданские организации, члены Общественной палаты, которые готовы взять на себя координацию процесса со стороны гражданского общества.

• «Вопрос подготовлен» - есть представление о желаемых результатах, методах решения проблемы, разработаны проекты решений и т.д.

• Органы власти готовы обсуждать поставленную проблему.

 

3. Подготовка гражданских переговоров

Проблемные  дискуссии.   Участниками  дискуссий   являются представители секторов гражданских (общественных и некоммерческих) организаций и бизнеса, органов власти будущих участников переговоров. Задачами этого этапа являются осмысление темы и налаживание контактов между будущими участниками переговоров, имеющих отношение к проблеме. Дискуссии могут проходить как «вживую» — в виде «Круглых столов», переговорных площадок, конференций, семинаров и пр., так и в электронном пространстве. Хорошим решением является вынесение на дискуссию 2-3 альтернативных подходов к решению проблемы. Важно, чтобы после каждой встречи разрабатывались и были доступны некоторые итоговые документы, включая списки участников и документы, формулирующие позиции.

Общественная экспертиза проблемы может происходить в форме «Круглых столов» или рабочих групп. Задача этого этапа - выяснение мнения о поднимаемой проблеме групп третьих секторов, некоммерческих организаций, органов местного самоуправления бизнеса и общественных организаций, СМИ, профильных экспертных и научных структур, с последующим уточнением предмета переговоров. Результаты экспертизы должны включать краткие информационные материалы, общее экспертное заключение   или   другой   итоговый   документ,   подборку сопроводительных материалов и экспертных заключений отдельных участников.

Общественная или некоммерческая организация соответствующего сектора, инициатор переговоров, проводит самостоятельно экспертизу проблемы или может заказать экспертизу проблемы соответствующим специалистам, экспертным организациям и формулировать свою переговорную позицию, в том числе, на базе предоставленного специалистами экспертного заключения.

Непосредственная подготовка «Круглого стола» включает предварительные переговоры, через рабочую группу, о формировании персонального состава участников переговоров с обеих сторон. Со стороны органов власти в переговорах участвуют должностные лица, обладающие необходимым уровнем компетенции для принятия исчерпывающих решений по предмету переговоров. Параллельно стороны формируют свои экспертные группы (состав которых может сторонами не согласовываться), согласовывают состав иных участников переговоров (наблюдатели, СМИ и т.д.), окончательно утверждают   предмет   и   регламент   переговоров   и,   при необходимости, согласуют кандидатуру модератора (ведущего) и редакционную группу. Стороны  обмениваются  информационными,  аналитическими, программными и правовыми материалами, освещающими их позицию на переговорах.

 

4. Проведение гражданских переговоров («Круглого стола»).

Переговоры проходят в форме обмена мнениями по вопросам, вынесенным на обсуждение. Выявленные в ходе обсуждения согласия и разногласия сторон обязательно фиксируются в протоколе.

Переговоры   должны   заканчиваться   конкретным,   четко зафиксированным результатом, определяющим позицию сторон и взятые на себя сторонами обязательства.

Итоговым документом может быть:

• заключение, описывающая проблемное поле, фиксирующая достижение согласия о необходимости реформ как таковых, решение проблемы определенным образом и т.д.

• коммюнике (декларация) о согласованных принципах проведения реформ, решения проблемы и т.д.

соглашение, фиксирующее согласие сторон о конкретных шагах, этапах, мероприятиях, их последовательности и сроках.

• протокол разногласий, фиксирующий невозможность на данном этапе заключить соглашение либо по отдельным вопросам, либо по всему комплексу.

            Если в результате гражданских переговоров стороны договорились о конкретных взаимных обязательствах, то итоговый документ обязательно должен включать в себя план-график реализации достигнутых договоренностей с конкретными датами исполнения и перечнем ответственных лиц. Договаривающиеся стороны также должны указать орган или создать рабочую группу, которой поручается контроль за исполнением достигнутых договоренностей.

            Переговоры обязательно протоколируются, протокол сверяется и подписывается сторонами. Переговоры завершаются подписанием протокола и итогового документа. Итоговый документ подписывается отдельно или как часть протокола, но обязательно в рамках самих переговоров, т.е. ни на следующий день, ни через неделю, а в тот же день, ни отходя от стола переговоров.

            Переговоры могут проходить в несколько раундов. Промежуточные результаты каждого раунда также фиксируются в соответствующем документе, в котором, помимо прочего, указывается дата проведения следующего раунда, его повестка, состав участников и, если необходимо, перечень подготовительных мероприятий.

 

Типовая методика организации и проведения «Круглых столов» и переговорных площадок  согласована с администрацией города, Координационным советом Волгодонской общественной палаты и принята на Совете ГОО ВАП.

 

 

Президент ГОО ВАП                                                                                                       А. Долженко